Света Архијерејска Литургија у катедралном Свето-Успенском храму у Смољенску

У 26-ту Недељу по Педесетници, 03. децембра 2023. године – Претпразништво Ваведења Пресвете Богородице, Његово Високопреосвештенство Митрополит смољенски и сорогобушки Исидор и Преосвећени Епископ моравички Антоније, представник Српске православне цркве при Патријарху московском и све Русије, началствовали су служењем Свете Архијерејске Литургије у Свето-Успенском собору у Смољенску.

Архијерејима су саслуживали: архимандрит Серафим (Шемјатовски), представник Православне цркве чешких земаља и Словачке при Патријарху московском и све Русије, протојереј Данил Андрејук, представник Православне цркве у Америци при Патријарху московском и све Русије, јереј Лав Гарин, помоћник руководиоца смољенске епархије, старешина Свето-Успенског храма јереј Владислав Баган, као и клирици катедралног собора.

Текст на русском языке:

Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска

3 декабря 2023 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы, в Свято-Успенском кафедральном соборе состоялась Божественная литургия.

Богослужение возглавили митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор и епископ Моравичский, викарий Святейшего Патриарха Сербского Антоний (Пантелич).

Высокопреосвященнейшим архипастырям сослужили представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке протоиерей Даниил Андреюк, помощник Управляющего Смоленской епархии иерей Лев Гарин, секретарь Управления Смоленской епархии, настоятель Свято-Успенского собора иерей Владислав Баган, клирики кафедрального храма.

Песнопения богослужения исполнил Архиерейский хор под управлением Елены Фроловой.

После чтения Святого Евангелия митрополит Исидор обратился к молящимся с архипастырским словом:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! В эти дни Рождественского поста Святая Церковь предлагает нам притчу, которую произнёс Сам Господь – притча о богаче (см. Лк. 12, 16-21). И Господь, прежде чем произнести эту притчу, слушает слова человека, подошедшего к нему, сказавшего: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк. 12, 13). Тогда Господь, обращаясь к этому человеку, вопрошающему Его и ко всем прочим, говорит: «…смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).

И Он приводит притчу, из которой мы узнаем, что человек, который считал себя богатым, совершенно не думал о том, что это богатство очень скоро станет абсолютно бессмысленным в его жизни. Для всякого человека, для которого богатство является самым главным в жизни, есть признак его духовной погибели. Эти признаки заключаются в том, что человек не стремится думать о своей судьбе, он совершенно не задумывается о Боге, он беспечен, легкомыслен, поверхностен по отношению ко всяким проблемам, которые окружают его. Он ясно осознает, что благодаря этому богатству он сможет преодолеть большинство любых проблем, которые его пытаются настигнуть. Почитание людей богатых и возможностей, которые богатства дают – всё это расслабляет человеческий дух, делает его неспособным реагировать на самый главный вызов, который будет в жизни всякого человека. Этим вызовом является кончина человека, которая постигает всякого из нас: богатого, бедного, высокопоставленного и самого простого человека. Нет такого человека, кого бы это не коснулось.

Поэтому богатство – это то состояние человека, которое определяет сущность его поведения. Если человек богат духовно, то значит и все те смыслы, которые являются для него главными, определяют саму его жизнь. Если человек лишён богатства духовного, но при этом обладает высокими материальными возможностями, то тогда он ориентируется в жизни именно на это. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21), говорит Господь.

Поэтому, дорогие мои, в дни Рождественского поста, когда мы призваны к особому духовному трезвению, мы должны обратить внимание: что наполняет наше сердце, чем наполнен наш рассудок, о чем мы говорим в продолжении Рождественского поста? Когда мы строго будем относиться к себе, пытаясь каждый раз взглянуть на себя со стороны, то мы точно будем видеть, что большая часть мыслей, разговоров и поступков не касаются того духовного богатства, в котором мы призваны жить. Большая часть этих мыслей, чувств и поступков направлена на то, чтобы удовлетворить свои материальные потребности.

Господь не отвергает то материальное, которое неотвратимо сопровождает нас в жизни, поскольку мы естественным образом нуждаемся в еде, в одежде. Мы нуждаемся в том, чтобы обеспечить благополучие своих детей в той должной мере, которая послужит их правильному воспитанию. Мы во многом заботимся о людях окружающих, отдавая иногда своё последнее и надеясь, что Господь ещё поможет. Если у человека есть материальная к тому возможность, если те таланты, которые Господь ему даёт, бывают поводом к тому, что он материально живёт лучше, чем окружающие люди, так и помощь, которую может оказать такой человек может быть намного шире и намного эффективнее. И те богатства, которые по воле Божией поступают в руки человека, они человеком разумным и мудрым распределяются правильно. Так что и окружающие люди видят ту духовную пользу, которое имеет богатство для конкретного человека.

Но так ли идеально бывает всё в нашей жизни? К сожалению, нет. Часто ли мы видим людей обеспеченных в наших православных храмах? Нет, чрезвычайно редко и, как правило, закономерно, люди состоятельные не нуждаются в Личности Бога, потому что они убеждены, что всё, что есть в их жизни – это их достижение, это их личная заслуга и Бог здесь ни при чём. Поэтому очень трудно человека состоятельного, часто осознающего свою даже религиозную инаковость по отношению к окружающим людям, склонить к благотворительности. Немногие богатые люди, в том числе, к сожалению, в нашей стране, способны к такой благотворительности, а только лишь по принуждению со стороны высокостоящих.

Поэтому богатство духовное намного ценнее в жизни человека, поскольку это духовное богатство связано с тем, что у Бога. Господь призывает нас словами: «в Бога богатейте». Пусть всё, что принадлежит вам, вы считаете принадлежащим Богу. Тогда то, что мы осознаем принадлежащим себе от Бога, а Богу мы легче отдаём окружающим людям, мы легче с этим расстаёмся, потому что знаем – Господь дал, Господь и взял. Поэтому, как правило, мы все наблюдаем, что больше жертвуют окружающим людям бедные люди, те, у которых ничего нет, и они осознают, что нет и нет, Господь дал, значит, оно у меня будет, они легко отдают тем, кто нуждается. Обратите внимание, кто самое деятельное участие принимает в помощи военнослужащим во время специальной военной операции – народ, самые бедные люди, которые отдают эти последние вещи, которые у них остались, пожилые люди, которые свою маленькую пенсию отдают на фронт. Это и те наши женщины, которые своими руками шьют необходимую одежду, сетки маскировочные и прочее.

Так что сам народ в своей простоте способен жертвовать ради окружающих нуждающихся людей, а богатство для всякого человека бывает таким соблазном, который его совершенно отстраняет от Бога. Поэтому Господь предупреждает нас Своими словами: «Берегитесь любостяжания». И мы с вами должны осознавать, что этим любостяжанием является не только материальная ценность, но всё то, к чему мы прикипаем в нашем сердце, всё то материальное, что отвлекает нас от Бога. Для кого-то научное знание и научное положение является таким богатством, и он никоим образом не посчитает для себя возможным освободить место на той или иной научной кафедре. А для кого-то место на должности врача или что-то иное, что совершенно становится смыслом жизни так, что мы не можем с этим расстаться и считаем, что это главное в нашей жизни.

Всё это является тем богатством, которое может препятствовать тому, чтобы мы вошли в Царствие Небесное, а в Царствие Небесное мы сможем войти только тем, что принадлежит Богу и ничем, что принадлежит нам. Поскольку и сами мы, являясь носителями образа и подобия Божиего, абсолютно ценны перед Богом, и Господь жаждет видеть только нас и ничего того, что второстепенно по отношению к нам. И Он, как совершенный, любящий Отец, стремится Промыслом Своим, теми жизненными испытаниями, которые мы по воле Божией получаем, пытается направить нас на то, чтобы мы желали видеть только Его – Господа, и ничего иного в нашей жизни не отвлекало бы нас.

Поэтому с благодарностью в сердце мы должны принимать любые испытания, которые постигают нас. Мы с благодарностью и мольбой в сердце должны принимать испытания, которые бывают и для целого Отечества нашего. Ведь то или иное испытание для народа сплачивает нас. Нас это очень сильно отрезвляет, делает сильнее и сплочённее.

Поэтому, дорогие мои, будем каждый день благодарить Бога за тот день, который Он нам даёт, будем стремиться к тому, чтобы проживать всякий день в любви к Богу, к ближним, к Отечеству. Будем слышать призыв Божий и понимать те слова, которые Он адресует каждому из нас, желая нашего спасения: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

По завершении богослужения архипастырь поздравил всех присутствующих с воскресным днём.

Митрополит Исидор удостоил благословенной Архиерейской грамоты врача-офтальмолога Смоленской областной клинической больницы Анну Ивановну Малахову за усердные труды в деле милосердия и служения ближним.

Источник: Смоленская митрополия Русской Православной Церкви

Подели вест:

About Администратор

Related Posts