У петак 07. јуна 2019. године, на Православном богословском факултету Универзитета у Прешову (Словачка), Његово Преосвештенство Епископ моравички Антоније (Пантелић), викар Патријарха српског и старешина Подворја Српске православне цркве у Москви, одбранио је докторску дисертацију под називом ”Односи Српске и Руске православне цркве у периоду између 1944. и 1950. године, на основу материјала из архива Русије и Руске православне цркве” (”Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944-1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви”).
Петочлану комисију су сачињавали: протојереј др Јан Шафин, шеф катедре за црквену историју и византологију и декан Православног богословског факултета Универзитета у Прешову; протојереј др Александар Цап, шеф катедре за библистику; протојереј др Мирослав Жупина, шеф катедре за упоредно богословље; протојереј др Андреј Никулин, шеф катедре за хришћанску педагогику и психологију.
Након успешне одбране и стицања звања доктора теологије, уприличено је и свечано уручење докторског крста од стране Блажењејшег митрополита Ростислава, поглавара Православне Цркве Чешких земаља и Словачке.
На одбрини је присуствовао и архимандрит Серафим (Шемјатовски), старешина Подворја Православне Цркве Чешких земаља и Словачке при Патријарху московском и целе Русије, као и одређени број гостију.
* * *
Текст на русском языке:
Епископ моравичский Антоний защитил докторскую диссертацию на Православном богословском факультете Прешовского университета в Словакии
7 июня 2019 года, на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) состоялась защита диссертации епископа Моравичского Антония, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот и представителя Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси.
Работа на соискание докторской степени была посвящена теме «Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944-1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви».
Тема диссертации особенна интересна и актуальна в Чехии и Словакии, так как затрагивает период истории отношений Сербской и Русской Церкви в момент смены юрисдикции Чехословацкой Церкви и ее перехода от Сербского Патриархата к Русскому и последующему получению автокефалии.
По окончании церемонии вручения епископу Антонию докторского креста, иерарха принял в своей резиденции Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислав. Его Блаженство тепло поздравил епископа Антония с успешной защитой докторской диссертации.
Официальными оппонентами выступили: протоиерей Ян Шафин — доктор теологии, профессор, заведующий кафедройцерковной истории и византологии, декан Православного богословского факультета Прешевского университета; протоиерей Александр Цап — доктор теологии, профессор, заведующий кафедрой библеистики; протоиерей Мирослав Жупина — доктор теологии, доцент, заведующий кафедрой систематического богословия; протоиерей Андрей Никулин — доктор теологии, доктор, заведующий кафедрой христианской педагогики и психологии, высший научный сотрудник.
Помимо официальной комиссии, на защите присутствовал архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси, а также и личные приглашённые.
Доклад епископа Моравичского Антония на защите дисертации
Считаю для себя высокой честью выступить сегодня в учёном собрании Прешовского университета и представить вашему снисходительному вниманию подготовленное мною докторское диссертационное исследование на следующую тему: «Отношения Сербской и Русской Православных Церквей в 1944-1950 гг. в материалах архивов России и Русской Православной Церкви».
Московский и Сербский Патриархаты – две самые крупные и древние Поместные Православные Церкви славянского мира, и история отношений между ними уходит корнями в незапамятное прошлое. Тем не менее, период второй половины 40-х годов минувшего века занимает в этой истории совершенно особое место и заслуживает самостоятельного исследования.
В XX веке русский и сербский народы оказались вовлечёнными в глубокие политические перемены, разрушившие многовековой уклад Восточной Европы и поставившие под вопрос будущее Православия, а также его место в обществе. Революция 1917 года и гонения на Церковь в Советской России практически обрубили отношения между Русской и Сербской Православными Церквами до Второй мировой войны. Возрождение церковной жизни в СССР в 1943-1944 годы способствовало быстрому восстановлению также и русско-сербских межцерковных связей, которые имели в 1944-1950 гг. яркий, но краткий период расцвета. Конфликт Тито со Сталиным снова обрубил эти отношения, которые активизировались, уже с меньшей силой, лишь во второй половине 1950-х годов.
По теме работы встречаются отрывочные сведения в трудах отца Радомира Ракича, Джоко Слепчевича и Йована Янича, однако значение этого периода в истории русско-сербских межцерковных отношений в их работах не отмечено. Кроме того, само изложение настолько краткое, что читатель не находит в них ответов на следующие вопросы, снять которые призвана настоящая работа:
– как восстанавливались русско-сербские межцерковные связи до 1945 г.?
– каким образом трансформировалось отношение Сербской Церкви к русской церковной эмиграции после 1944 года?
– какова была роль Русской Церкви в возвращении Патриарха Гавриила?
– какие общие проблемы беспокоили две Церкви в данный период?
– какие главные общие мероприятия имели две Церкви в данный период?
– как в 1948 г. было восстановлено Сербское Подворье в Москве и почему его следы далее теряются, причём его пришлось восстанавливать в 1990-х?
– при каких обстоятельствах епархии Сербской Церкви на территории Чехословакии были переданы в московскую церковную юрисдикцию?
– каким было взаимодействие двух Церквей в вопросе о церковной юрисдикции на территории Венгрии?
Настоящая работа ставила целью реконструкцию упомянутых фрагментов истории на основе исчерпывающего изучения материалов архива Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (Дело № 49 «Сербская Православная Церковь») и Государственного архива Российской Федерации (Фонд Р-6991 «Совет по делам Русской Православной Церкви»), где хранятся документы, связанные с ролью советского государства в церковной политике.
В работе получены следующие новые научные результаты:
Показано, что пауза в отношениях Русской и Сербской Церквей в 1930-е гг. была обусловлена давлением Советской власти по вопросу отношения к русским архиереям-эмигрантам – обнаружена переписка митрополита Скоплянского Иосифа с митрополитом Виленским и Литовским Сергием Воскресенским, который действовал на оккупированной территории вне контроля большевиков.
Изучено взаимодействие Московской Патриархии с православным духовенством в рядах народного освободительного движения, которым по их просьбе поставлялись облачения, книги и богослужебная утварь. При этом, как показано, Московская Патриархи уклонялась от поддержки антиканонических инициатив новой власти в Югославии, чем возвышала в глазах коммунистов необходимость налаживания отношений со Священным Синодом СПЦ.
Также показано, как налаживались отношения со Священным Синодом, делегация которого приняла участие в торжествах по случаю избрания и интронизации Патриарха Московского Алексия Симанского в феврале 1945 г. и для переговоров с которым в апреле того же года прибыла делегация в Белград.
Доказано, что митрополит Священный Синод СПЦ письменно обратился к Патриарху Алексию с ходатайством о посреднической миссии в обеспечении возвращения в Югославию Святейшего Патриарха Сербского Гавриила Дожича. Влияние Патриарха Алексия на Сталина, вероятно, обеспечило получение согласия Иосипа Броза Тито на возвращение Патриарха Гавриила (например, Николаю Велимировичу, с которым Дожич сидел в заключении, в том было отказано). Также Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии митрополит Елевферий провёл переговоры с самим Патриархом Гавриилом, убедив его вернуться к пастве и вступить в отношения с новой властью в Югославии.
Удалось документально показать, что важнейшими темами в отношениях двух Церквей в рассматриваемый период стали проблемы отношения к инославному миру: к Ватикану и его роли в геноциде сербского народа в НГХ, а также к международному экуменическому движению. Доказано, что Патриарх Гавриил и Патриарх Алексий в переписке выработали общую позицию по этим вопросам, которая была подтверждена на Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году в Москве.
Показана история восстановления Сербского Подворья в Москве. На первых же переговорах с делегацией Московской Патриархии в Белграде в апреле 1945 г. этот вопрос был поставлен митрополитом Скоплянским Иосифом, а в ноябре того же года митрополит Иосиф обязал епископа Мукачевско-Пряшевского Владимира Раича подобрать храм для размещения Подворья – в результате был выбран храм Рождества Богородицы в Путинках. Однако Подворье было открыто в другом храме, где оно размещается и сегодня. Патриарх Гавриил торжественно открыл в июле 1948 года Сербское Подворье, но в условиях конфликта Тито со Сталиным настоятелю Подворья иеромонаху Прохору Якшичу не была оформлена виза в СССР, а нового настоятеля не дали выбрать югославские власти. Так Сербское Подворье было упразднено.
Под давлением коммунистических властей СССР, Югославии, Чехословакии и Венгрии Русская Церковь была вынуждена вступить с Сербской Церковью в тяжёлые переговоры о переводе в юрисдикцию Московского Патриархата сначала Мукачевско-Пряшевской епархии, затем Моравско-Силезской епархии, а затем и о юрисдикции на территории Венгрии.
На основе архивных документов показана история переговоров и мотивы передачи этих епархий. Их передача Русской Православной Церкви была промыслительной, ибо фактически спасла Православие в Чехословакии.
В условиях последующего разрыва Югославии со странами советского блока развитию Сербского Православия в Чехословакии пришёл бы конец.
Показано, что Мукачевско-Пряшевская епархия была передана в связи с переходом Закарпатской Украины из Чехословакии в состав СССР. Передача Моравско-Силезской епархии была совершена в результате неспособности управлять ею в новых политических условиях, в том понимании, что Русская Церковь лучше могла бы позаботиться о развитии Православия в Чехии.
Показано, что митрополит Иосиф и Патриарх Гавриил сумели объяснить Патриарху Московскому Алексию антисербскую сущность проекта «Венгерской Православной Церкви», который продвигался новыми властями Венгрии, в связи с чем Русская Церковь старалась предотвратить поддержку этого проекта Сталиным. На Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей в 1948 году Предстоятели Сербской, Русской и Румынской Церквей вместе постановили ничего не делать в Венгрии без согласия всех троих. Этим проект «Венгерской Церкви» был заблокирован. Показано также, что создание приходов Московского Патриархата на территории Венгрии было предпринято не в качестве поддержки так называемого «венгерского православия», а качестве противовеса угрозе развития в стране константинопольской юрисдикции.
На основе архивов показаны тайные контакты Патриарха Гавриила Дожича с Русской Церковью в условиях конфронтации Тито с Советским Союзом.
Русская Православная Церковь, несмотря на давление сталинской власти, никогда не поддерживала инициатив ни по созданию «македонской церкви», а также никогда не поддерживала антиканонические протитовские силы среди сербского духовенства в их противостоянии Священному Синоду и Патриарху.
Две Церкви в трудных условиях всего за четыре года (!!!) сумели подтвердить своё многовековое братство, выработать общую позицию по актуальным вопросам современности и сделать всё, что было в их силах, в ту страшную и малопонятную для нас эпоху. В работе показано, что даже тяжёлые, несправедливые и болезненные вопросы двусторонних отношений, навязанные коммунистическими властями, Русская и Сербская Православные Церкви сумели решить в духе взаимопонимания и искренней братской любви.
Особое место в работе отводится эпистолярному наследию епископа Рашско-Призренского Владимира Раича, друга Патриарха Алексия по годам учёбы в Московской Духовной Академии – их переписка показывает дух отношений русских и сербских архиереев, их тёплые и братские отношения.
Позвольте ещё раз поблагодарить высокое учёное собрание Прешовского Университета за возможность защиты и за оказанное мне внимание.